Разработка разделов итм гочс

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

(СП 11-107-98) Раздел “ИТМ ГОЧС” строительных проектов оформленный отдельной книгой. В нем предоставлены все решения с систематизированными обоснованиями и чертежами касательно ИТМ ГОЧС.

Здесь следует отметить, что данный раздел, в отличии от остальной технической документации проекта, не передается на хранение в архив, а в свою очередь в одном экземпляре предоставляется органам по вопросам ГО и ЧС(исходя из территориальной принадлежности), и играет роль своеобразного справочного пособия, посностью описывая все особенности, характеристики и опасности которые таит в себе производственный объект.

Данный раздел несколько отличается от остальной технической документации проекта, в себе он содержит данные ИТМ ГО и полную информацию о ИТМ ГОЧС, которые в свою очередь разработаны в других нормативных документах.

Представляет собой данный документ своеобразное оглавление всего проекта, в нем содержаться краткое описание и общие сведения по решению определенного рода вопросов, далее ссылаясь на раздел проектной документации, в котором указана полная информация по вопросу.

Важно: в обязательном порядке, в разделе «Общая пояснительная записка» указываются основные сведения ИТМ ГОЧС.

Также при оформлении, довольно часто встречается грубая ошибка, в форме отсутствия указания разделов, из которых была взята информация для составления тома ИТМ ГОЧС.

 

 

Раздел 1. Общие положения

 

1.1 Краткое описание тома ИТМ ГОЧС

Том «Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» представляет собой одну из основных частей строительного проекта, соответственно, является обязательным официальным документом, без которого проведение строительных работ по возведению, а в дальнейшем осуществления деятельности любого потенциально опасного объекта строго запрещено.

Основными задачами данного нормативного документа является разработка комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на:

  • · Организацию защиты территории;
  • · Защиту рабочего персонала и населения от возможной опасности, при ведении боевых действий или диверсий;
  • · Предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение масштабов их последствий.

Еще одним предназначением книги является полное информирование органов местного самоуправления по вопросам ГО и ЧС о опасности, которую может в дальнейшем представлять производственный объект. Информирование проводиться в целях организации специальных мер по контролю соблюдения мер безопасности и дальнейшего предотвращения возникновения ЧС, которые в свою очередь предоставляют опасность для персонала и населения.

 

1.2 Исходные данные и требования для разработки ИТМ ГОЧС

Разработка рабочего проекта реконструкции НПЗ проводиться на основании следующих факторов:

  • «Программа реконструкции и модернизации НПЗ»(должна быть утверждена директором НПЗ, или исполняющим его обязанности).
  • «Техническое задание на разработку рабочего проекта реконструкции резервуаров»
  • «Техническое задание на разработку рабочего проекта реконструкции эстакады»

В данном случае разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в обязательно порядке выполняется в соответствии с СП 11-107-98 Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства от 31.03.98 г. № 211(постановление Госстроя России) на основании исходных данных и требований, выданных начальником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

 

1.3 Краткая характеристика объекта

Первоначально предоставляется краткое описание назначения самого предприятия – добыча нефтепродуктов и их переработка. Следующим пунктом проводиться описание технологического процесса производства и всех установках, также сведения о работе оборудования и режиме работы. Следом для всего оборудования и каждого объекта производственной деятельности приводиться полный перечень технических характеристик, его описание и назначение.

Также обязательным к указанию в ИТМ ГОЧС является полная информация о объектах находящихся на ремонте и строящихся зданий и сооружений, с полным описанием материалов, техники и сооружений применяемым в процессе.

Информация данного типа находиться в разделах - «Технология производства», «Архитектурно-строительные решения» и др.

Следует заметить, что описание предоставляется в краткой форме с учетом ссылания на разделы где находиться полная информация о всем оборудовании.

 

1.4 Краткая характеристика участка строительства

Размещение площадки резервуарного парка приходиться на территории действующего нефтеперерабатывающего завода НПЗ.

Предприятие в обязательном порядке располагается на единой промышленной площадке, для ограждения предусматривается забор из бетона. Также, вокруг самого НПЗ устанавливается санитарно-защитная зона, ширина которой составляет 50 сантиметров.

Также не следует забывать о санитарно-эпидемических правилах и нормах «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2003 года, с 15 июня 2003 года.

Следующим пунктом является информация о почвенных и климатических условиях:

  • · Указание умеренно континентального климата;
  • · Границы температуры, наиболее жаркого и наиболее холодного месяца;
  • · Точное указание среднегодовой скорости ветра;
  • · Повторение направление ветра;
  • · Полная характеристика почвы на месте застройки;
  • · Температура наиболее холодной пятидневки;
  • · Глубина промерзания грунта;
  • · Уровень осадков в регионе;
  • · Информация о возможности активизации опасных геологических процессов;
  • · Сейсмичность площадки строительства;

 

 

Раздел 2. Инженерно-технические мероприятия ГО

 

2.1. Обоснование категории объекта по ГО

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ИТМ ГО) в Российской Федерации разрабатываются и проводятся с учетом категорий организаций по ГО.

Отнесение организаций и предприятий к нормам ГО определяет действующее Правительство РФ.

Запрос на предоставление исходных данных и требований к разработке ИТМ ГО направляется в установленном законодательством порядке.

Основываясь на выданных исходных данных и требованиях, которые предоставляются для разработки раздела объект подлежащий реконструкции признается реконструированным. Соответственно в проекте учитываются все необходимые требования и ограничения исходя из СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» полностью придерживаясь правилам реконструкции категорированных по ГО сооружений.

С условием продолжения производственных процессов во временя военных действий требуется обустройство убежища класса A-IV для персонала предприятия.

В проэктах часто встречается ошибка в формулировки категории, и пишут, что объект не имеет категории по ГО. Данная формулировка является не правильной, документальная формулировка подразумевает собой или указание определенной категории, или пишется, что объект «некатегорированный».

 

2.2. Границы зон возможной опасности, предусмотренные СНиП 2.01.51-90

Границы устанавливаются на основании предоставленных требований и исходных данных. В данные границы входят следующие зоны:

  • · Зона возможных сильных разрушений;
  • · Участки предполагаемых средних и слабых разрушений;
  • · Зоны радиоактивного воздействия;
  • · Участки возможного катастрофического затопления;
  • · Светомаскировка;
  • · Загородная зона.

Исходя из данных и требований к сооружению реконструируемый объект:

  • · Относится к категорированным по ГО, в связи с чем имеет полномочия продолжать вести свою деятельность во время боевых действий.
  • · Находиться, преимущественно на территории административных границ проектной застройки населенного пункта( в большинстве случаев города), которому присвоена вторая группа гражданской обороны;
  • · Находиться в зоне светомаскировки.

При этом во время проведения боевых действий близлежащие помещения, а также территория завода не берется в рассмотрение как предполагаемая зона эвакуации мирного населения и дальнейшего его размещения. Исходя из этого, строительство не проводиться в пределах загородной зоны.

Также в проекте необходимо учитывать требования СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», которые обуславливают размещение конструкций и предусмотрения их защиты от возможного воздействия всевозможных опасностей.

 

2.3. Обоснование удаления объекта от категорированных по ГО объектов и городов, зон катастрофического затопления

Реконструируемые объекты и территория НПЗ, на которой они размещены считаются категорированной по ГО объектам, при условии их расположения на территории категорированного города. Исходя из этого, вся территория находиться в зоне возможных сильных разрушений.

Требование СНиП 2.01.51-90 об удалении от категорированных по ГО объектов и городов применяется к новым предприятиям, проектируемым в промышленной среде, перечисленных в пунктах 3.4 - 3.7 СНиП 2.01.51-90. При этом резервуарный парк приравнивается к реконструированным объектам из списка СНиП 2.01.51-90. Исходя из чего требование СНиП 2.01.51-90 об удалении от категорированного города к подобным объектам не относиться.

 

2.4. Данные об огнестойкости зданий и сооружений

Все объекты в зависимости от степени огнестойкости, класса конструктивной и функциональной безопасности подразделяются на определенные классы исходя из требований пожарно-технической классификации.

При этом класс пожароопасности всех сооружений определяется назначением и конструктивными особенностями, и соответственно, их технологическими процессами всех элементов строения.

В целом классификация пожаростойкости всего сооружения определяется степенью участия всех элементов сооружения в обустройстве пожароопасной ситуации и факторов способствующих ей.

Каждое из сооружений принимается в эксплуатацию только при соответствии всем требованиям нормативов принятым ГОСТом.

Для реконструируемых объектов НПЗ предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-техни­ческие решения, обуславливающие при развитии и распространении пожароопасной ситуации ограничение ее распространения на оборудование и сооружения находящиеся вблизи, что ограничивает ущерб предприятию.

Требования к сооружениям и оборудованию обуславливают их расположение с полным соблюдением противопожарных интервалов в соответствии с действующими государственными нормативами.

Касательно резервуарного парка, его огнестойкость должна полностью удовлетворять требованиям СНиП 2.01.51?90.

Также, следует отметить, что данные сведения полностью применяются на практике только для категорированных объектов, также для не категорированных, на территории населенных пунктов, которым, в свою очередь, присвоена группа по ГО.

 

 2.5. Обоснование численности наибольшей рабочей смены объекта в военное время

Численность НРС определяется мобилизационным заданием для определенного объекта в военное время. Следует отметить, что она не может превышать количество рабочих в мирное время. Здесь описывается график работы смены, основные обязанности персонала реконструируемых объектов НПЗ, а именно руководство технологическими процессами, контроль работы оборудования и полное выполнения работ по обслуживанию и ремонту руководствуясь действующим регламентом)

Также указывается, где можно найти более подробные сведения о местонахождении и численности работников резервуарного парка «КНПЗ-КЭН», а именно данные приведены в разделе 3.1.2 настоящего тома.

 

2.6 Обоснование численности дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность категорированных городов и объектов особой важности

Данный пункт, соответственно, описывает только указанные объекты. Все технологические процессы по добыче и переработке нефти не относятся к производствам и службам, которые занимаются обеспечением жизнедеятельности категорированных городов и объектов особой важности, работающих в военное время. Исходя из этого, в данном случае в резервуарных парках линейный и дежурный персонал, занимающийся обеспечением жизнедеятельности категорированных объектов, отсутствует.

 

2.7. Обоснование необходимости перемещения в военное время деятельности объекта в другое место

НПЗ имеет статус стационарного предприятия. Его деятельность не подразумевает перенос установок, оборудования в другое место в военное время. Следует отметить, что монтаж либо демонтаж производственных установок предприятия в короткие сроки нецелесообразен.

 

2.8. Решения по системам оповещения и управления ГО объекта

В данном пункте приводиться описание аппаратурного оформления, возможность взаимодействия объектовой системы, с местной и территориальной системами оповещения, также указываются сведения о порядке доведения сигналов.

Четко указываются зоны озвучивания громкоговорящей связью(обычно это рабочие места на площадках и в помещениях). Также указывается, что ответственность за обеспечение получения сигналов лежит на дежурных операторах.

Также отмечается соответствие разработанной системы оповещения требованиям «Положения о системах оповещения ГО», утвержденной совместным приказом МЧС, Госкомсвязи и ВГТРК 1998 г. № 701/212/813.

 

2.9. Решения по безаварийной остановке технологического процесса объекта

Обычно, данная информация уже содержится в других разделах проекта, в связи с чем проблематики при ее написании не возникает, в частности найти сведения можно в технологических регламентах установок и аппаратов.

Пункт не следует перегружать излишней технической и графической информацией, достаточно краткого описания технологической последовательности срабатывания технических систем после сигнала ГО и действия персонала.

Также указывается, что более подробная информация касательно безаварийной остановки процессов в ЧС мирного времени описана в разделе 3.1.10 настоящего тома «Сведения о наличии и характеристиках систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановке технологического процесса».

 

2.10. Решения по повышению надежности электроснабжения неотключаемых потребителей и технологического оборудования объекта

Обязательно наличие разделов «Инженерное оборудование, сети и системы», «Электроснабжение», в которых и указана полная информация по данного типа объектам.

Поскольку полная информация уже имеется, в данном пункте помещается краткое описание основных и резервных источников питания, а также информация о бесперебойности отдельных потребителей. Особое внимание следует уделить продолжительности автономного режима работы резервного питания.

 

2.11. Решения по повышению устойчивости работы источников водоснабжения и их защите от радиоактивных и отравляющих веществ

 Водный ресурс при строительстве и эксплуатации объектов НПЗ используется в основном в технических целях, пожаротушения, а также на хозяйственно-бытовые нужды.

Строго отмечается, что в производстве не используется вода из открытых или других поверхностных источников. В производственном водоснабжении вода непрерывно циркулирует без контакта с внешней окружающей средой.

Также на предприятии предусмотрены четыре артезианские скважины, и в разделе приводиться подробное решение по их герметизации.

 

2.12. Светомаскировочные мероприятия на объекте

Необходимо отметить согласно исходным данным и заданию, используемым для строительства и эксплуатации, а также перечню территорий, приведенному в СНиП 2.01.51-90, реконструируемые объекты НПЗ находятся в светомаскировочной зоне.

Данная светомаскировка предусматривается в нескольких режимах – полного и частичного затемнения.

В случае выбора частичного режима, наружное затемнение проводиться путем отключения от питания половины светильников. Управление данным типом затемнения организовывается централизованным. При этом внутреннее освещение предусматривается в соответствии с СНиП В 11-1-81. При наличии аварийного освещения в помещениях, рабочее полностью отключается.

Не следует забывать о предусмотрении мероприятий по отключению освещения производственных площадок, вспомогательных построек и специализированных организационных мероприятий по затемнению в случае сигнала «Воздушная тревога».

Также отметим, что в случае получения сигнала о возможности воздушной атаки проводиться полная остановка технологического процесса.

Приводиться схема освящения территории

Обязательными к указанию является информация о решениях маскировки оконных и дверных проемов.

 

2.13. Защитные сооружения объекта

Соответствуя требования и исходным данным касательно объектов НПЗ, они продолжают работа даже во время военных действий. В связи с этим на территории производства необходимо наличие укрытия, достаточного размера для размещения наиболее численной рабочей смены.

Весь персонал реконструируемых объектов укрывается в убежищах гражданской обороны на территории предприятия. На данный момент на территории имеется три защитных сооружения IV класса, 1980 года постройки, в полном соответствии правилам инженерно-технических мероприятий ГО. Для возведения ЗС ГО для дополнительного персонала, увеличение которого происходит в связи с возведением новых производственных площадок и реконструкции старых, требуется защитное сооружение для укрытия еще 300 человек. При этом в проекте необходимо учесть основные требования к такого типа сооружениям:

  • Минимальная несущая способность ЗС должна соответствовать классу А-IV, который обеспечивает защит от избыточного давления во фронте ударной волны ДРф = 1 кГс/см2 с коэффициентом защиты от ионизирующих излучений равным 1000;
  • Обязательно предусмотрения автономного источника электропитания, обычно установка резервной дизельной электростанции;
  • Касательно вопроса жизнеобеспечения, его системы должны работать в 3-х режимах: частичная вентиляция помещения, фильтрация, а также полная изоляция с регенерацией внутреннего объема кислорода;
  • Внутреннее оборудование, выполняющее регенерацию кислорода должно допускать пребывание в убежище непрерывно в течение двух суток;
  • В мирное время спальные места для персонала используются в качестве мест хранения для систем индивидуальной газовой защиты и продуктов питания. Дальнейшее освобождение помещений и подготовка приема укрываемых проводиться в сроки нормированные приложением 1* к СНиП II-11-77*.
  • Соответствуя нормативным требованиям, все мероприятия по подготовке к приему укрываемых, проводятся в срок не более 12 часов.

Среди листов каталога было выбрано типовое убежище А-II,III,IV-150-368.87, к строительству подготовлено два отдельно стоящих убежища. Далее к проекту прикладываются каталожные листы на выбранные убежища, после вносятся дополнения в сметную документацию.

Для полноценного обоснования эффективности использования помещений применяется критерий «минимум дополнительных затрат, связанных с обеспечением защиты укрываемых».

При строительстве ЗС ГО используя типовой проект к разделу СНиП 2.01.51-90 включаются каталожные листы проекта выбранного убежища.

В завершение пункта описываются сроки перевода сооружения в режим полноценного укрытия, в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90.

 

 

2.14. Дополнительные требования к ИТМ ГО

Зависимо от выбранного региона строительства к сооружениям ИТМ ГО могут быть предъявлены дополнительные требования в елях разработки мер по повышению устойчивости функционирования объекта.

Используем при проектировании СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта».

При получении исходных данных и требования для реконструкции зданий, было получено задание на реконструкцию душевых админ. здания в пункты санитарной обработки, а гаражные помещения мойки эстакады – в пункт специализированной обработки машин.

При этом наличие дешевых и автомойки в гараже административного здания не обуславливает их соответствие СНиП 2.01.57-85. Далее приводиться конкретизированное решение вопросов связанных к их обустройством. К примеру, наличие возможности сквозного сообщения мойки с улицей, организации чистых и грязных зон душевой, оснащение помещений двойного назначения, обеспечение соответствия помещений требованиям СНиП 2.01.57-85.

Также в соответствии с заданием на разработку ИТМ ГО и требований на разработку нормативных документов в разделе описываются решения, которые позволяют при необходимости в кратчайшие сроки обустроить в душевых помещениях пункты санитарной обработки в военное время, производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Также предусматриваем двойного функционирования помещений автомоек и душевых, инженерных сетей и прилегающих территорий, для полноценной эксплуатации в мирное время, и возможности в максимально короткие сроки обустройства для эксплуатации в военное время, и, соответственно проведения обработки людей и машин при загрязнении отравляющими веществами, радиоактивными веществами, бактериальными средствами. При этом дополнительно следует обеспечить возможность частичной обработки СИЗ (средств индивидуальной защиты).

Следующей частью проекта для организации санитарной обработки обуславливается совместное перемещение сотрудников женского и мужского пола через душевые, т.е. персонал разного пола обслуживается попеременно. Сама по себе обработка проводиться в следующих помещениях: вестибюль, душевые, раздевалки, выход на улицу.

Для полноценной организации в соответствии с нормами санитарной обработки, процедуры проводятся в двух зонах, «чистой» и «грязной», это делается в целях досконального разделения персонала на группы прошедших и непрошедших обработку. При этом «грязными» помещениями считаются вестибюль, помещения приема и сортировки одежды, комнаты ожидания, раздевалки и душевые, остальные же помещения считаются «чистой» зоной.

Нормативы планировки всех помещений подразумевают возможность обустройства в каждом любого из двух типов зон. Также, при развертывании в помещениях в определенный период времени «чистых» или «грязных» зон возможно предусмотрение дополнительных помещений. Организованные побочные участи должны соответствовать норме площади достаточной для обустройства пункта обмена нательного белья, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, моющих средств. В случае с «грязной» зоной проведение сортировки и упаковки загрязненной одежды. Минимальная нормативная площадь такого помещения 6 квадратных метров.

Последним фактором является обустройство вентиляции, которая должна обеспечивать вытяжку из помещений санитарной обработки «грязной» зоны, и приток воздуха «чистой». При этом кратность воздухообмена в час составляет 10.

 

 

2.15. Выводы

В завершение первой части раздела ИТМ ГОЧС для реконструируемых объектов, продолжающих работу в военное время, отводиться вывод и оценка эффективности приведенных мероприятий для обеспечения функционирования защитного сооружения гражданской обороны в особое время.

Раздел 3. мероприятия по предупреждению ЧС

В связи с необходимостью разработки решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, исходя из характеристик объекта, и создании им, и близлежащих строений потенциальной опасности, а также оценки условий окружающей среды, сами проектные решения делятся не несколько типов:

  • · Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций возникших в результате аварий на близлежащих объектах(в учет берутся и транспортные аварии);
  • · Предупреждение ЧС возникающих при аварии на объекте застройки;
  • · И предупреждение чрезвычайных ситуаций возникающих из-за опасных природных явлений.

Следует отметить одно общее замечание к проектным решениям по предупреждению чрезвычайных ситуаций в разделах ИТМ ГОЧС. В данном разделе в обязательном порядке описываются только технические решения, т.е. организационные мероприятия, должностные инструкции и прочие аспекты здесь не упоминаются.

 

 

3.1. Проектные решения по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на объекте, и снижению их тяжести.

В данном пункте ведется полное перечисление опасных производственных объектов, используемых ими веществ, и их количества.

 

3.1.1. Перечень особо опасных производств с указанием опасных веществ и их количества для каждого производства

Для полноценного определения перечня опасных производств используется РД 03-260-99 «Методические рекомендации по идентификации ОПО» и ПБ 09-170-97 «Общие правила взрывобезопасности». При этом характеристики и перечень веществ приводиться только для тех, которые могут вызвать чрезвычайную ситуацию в следствии выброса. Также указывается количество веществ используемых в производстве, и их максимальное количество в резервуаре или трубопроводе. Наилучшим вариантом предоставления сведений о количестве веществ – табличная форма. Характеристики опасных веществ в обязательном порядке должны иметь ссылание на источник данных.

Полный перечень опасных производственных факторов, а также количество веществ находящихся в рабочем обороте приводиться в табличной форме.

И еще одним пунктом приводиться список используемого оборудования, что предоставляется, как и предыдущее, в форме таблицы.

(СП 11-107-98) Сведения о численности и размещении производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства;

 

 

3.1.2. Сведения о численности и размещении производственного персонала проектируемого объекта и соседних объектов

Помимо численности персонала, целесообразно указывать и обязаности каждого из них, а также график работы. В случае данного объекта непрерывный режим работы в 3 смены. Необходимо отметить и то, что смена, которая не работает, покидает территорию производства.

Самым распространенным недостатком оформления документа является указание максимальной и средней численности рабочих, при этом, не объясняя, для чего приведены данные значения. В этих сведениях приводиться информация о максимальном и нормальном (штатном) составе персонала, и его режим работы, также следует учитывать охрану объекта.

(СП 11-107-98) предъявляет требования точного указания сведений о численности и размещении населения на территории, прилагающей к объекту, которая может подвергнуться опасному воздействию в результате возникновения ЧС на объекте.

 

3.1.3. Сведения о численности и размещении населения на прилегающей территории

Основными недостатками оформления данного пункта является отсутствие необходимой информации. Следует отметить, что кроме полного количества жителей прилегающих территорий, также указываются места большого скопления людей(школы, больницы, центральные площади и др.).

Также отмечается, что население проживающие на прилегающих территориях не подвергается непосредственно фактором поражающего воздействия в случае аварии.

(СП 11-107-98) Определение зон действия основных поражающих факторов при авариях с указанием применяемых для этого методик расчетов;

 

 

3.1.4. Определение зон действия основных поражающих факторов при авариях

Вид реализации аварийной ситуации зависит от погодных условий, свойства используемых продуктов, характера разгерметизации оборудования, и делятся на следующие:

  • · горения пролива (пожар) - диффузионного горения паров ГЖ и ЛВЖ в атмосфере;
  • · хлопков, вспышек, волн пламени - сгорания предварительно перемешанных паровоздушных облаков паров бензина или нефти с дозвуковыми скоростями;
  • · взрыва (детонационного взрыва) - горения предварительно перемешанных паровоздушных облаков со сверхзвуковыми скоростями,
  • · горения полимерных отложений - самовозгорания (воспламенения) полимерных продуктов в результате их окисления кислородом воздуха.

Также необходимо отметить , что в процессе производства используется большое количество насосов, которые по определению и могут стать причиной выбросов вредоносных веществ в атмосферу, в следствии чего создать ЧС.

Для каждого из видов производства, с учетом его масштаба определяется несколько вариантов аварий: максимально опасную, и более вероятную. Для каждого из вариантов четко определяется зона поражение, время распространения, количество погибших и пострадавших, причинённый материальный ущерб. Все эти данные рассчитываются, руководствуясь  специальными методиками, утвержденными государственными органами по контролю производственной деятельности, а также органами местного самоуправления (ТОКСИ, ГОСТ 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов и т.п.»). При этом не следует перегружать раздел методиками расчетов, формулами и рассуждениями. Достаточно четко указать саму методику и результаты расчетов в графическом и численном виде.

Также для максимального уровня выброса указывается зона растпространения, характеристика ударных волн, диапазон разрушений оборудования и величина поражения населения прилегающей территории, при пожаре – характеристика зоны поражения.

Также в полном объеме указывается   информация о возможных последствиях в случае разгерметизации оборудования и трубопроводов, которые содержат в себе горючие вещества. Всю информацию указывает в табличной форме.

(СП 11-107-98) Решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ;

 

 

3.1.5. Решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ

С перечне четко отмечаем способы герметизации оборудования, трубопроводов, все меры по контролю защите от внешних факторов, также информацию о прочности и предохранительных устройствах конструкции

(СП 11-107-98) Сведения о наличии и характеристиках систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;

 

 

3.1.6. Сведения о наличии и характеристиках систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций

В данном пункте приводим перечень параметров и приборов, которыми проводятся измерение. Также, целесообразно будет привести план размещения контрольных приборов и, непосредственно, мест измерения параметров мобильными приборами. Обязательной к указания является информация об объектовых системах для получения сведений о метеорологической обстановке.

Также, указываем о том, что применение стационарных измерительных приборов в производстве не предусматривается.

(СП 11-107-98) Решения, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов (сбросов) опасных веществ;

 

 

3.1.7. Решения, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ

В этой части ИТМ ГОЧС приводиться полный перечень мероприятий по аварийной остановке производства и опустошению емкостей, предусмотренные устройства для локализации выбросов, мероприятия, направленные на исключение цепочного эффекта, и решения по уменьшению зоны воздействия ЧС

(СП 11-107-98) Решения по обеспечению взрывопожаробезопасности;

 

3.1.8. Решения по обеспечению взрывопожаробезопасности

Поскольку, как правило, в других разделах достаточно много информации по данному пункту, поэтому трудностей с его оформлением не возникает.

Единственно возникающей проблематикой, является отсутствие о системах молниезащиты и защите от статического электричества.

Отдельно в подпункте указывается полная классификация взрывоопасных зон, причины возможного взрыва или пожара и все необходимые, соответственно, принятые меры пожарной безопасности. На территории НПЗ обязательно имеется пожарная часть, приводиться ее характеристика и особенности, а также перечень объектов технического оснащения. 

(СП 11-107-98) Сведения о наличии и характеристиках систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки технологического процесса;

 

 

3.1.9. Сведения о наличии и характеристиках систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и безаварийной остановки технологического процесса.

Данные сведения приводятся в табличной форме, указывается полный перечень с наименованиями и характеристиками каждого объекта, также сведения об аварийной остановке, что приводиться исходя из объема описания остановки по сигналам ГО.

 

 

3.1.10. Сведения о наличии, местах размещения и характеристиках источников энергоснабжения и систем связи

Отмечается наличие информации о источниках энергоснабжения и всех необходимых, связанных с ними мероприятиях в разделе 2.10 настоящего тома.

Указываем возможность системы связи, предусмотренные проектом, позволяют без проблематично решать задачи по ликвидации аварии. Каждый из объектов обязательно связан с общей сетью в ближайшей к нему точке подключения. При этом проводная связь на ряду со всеми своими функциями является средством связи с органами ГО и ЧС, правоохранительными органами, ближайшими подразделениями ГПС МЧС России, районными администрациями города.

 

 

3.1.11. Сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий

Полный алгоритм и нормативы использования резервных средств предприятия для устранения чрезвычайной ситуации определяется постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340.

Все резервные средства создаются заблаговременно в целях экстренного задействования при необходимости, включают в себя: продукты питания, медикаменты и полное медецинское оснащение, транспорт, средства связи, топливо, средства индивидуальной защиты, строительные материалы и т.д.

Все обязанности относительно создания резервных материальных средств выполняет специальная комиссия по Чрезвычайным ситуациям эксплуатирующей организации.

Объем и номенклатура материально-технических резервов для ликвидации аварий включают:

- противопожарное оборудование;

- аварийный запас запасных частей и материалов;

- материально-техническое имущество производственного персонала, аварийно-восстановительных формирований, гражданских организаций гражданской обороны;

- транспортно-технические средства;

- горюче-смазочные материалы;

- резервы финансовых ресурсов.

Весь перечень необходимой информации приводиться в табличной форме.

 

Следующая часть. (Инженерно-технические мероприятия ГОЧС (ИТМ ГОЧС))

Наши работы

Смотреть все работы

Инженерно-технические мероприятия ГОЧС (ИТМ ГОЧС)

Заявка на расчет
стоимости проекта

* Обязательные поля

После обработки Вашей заявки, наш сотрудник свяжется с вами в кратчайшие строки.

Все услуги