Проект организации строительства (ПОС, ПОКР)

Многие специалисты недооценивают важность проекта организации строительства (ПОС). Тем не менее его правильное составление оказывает непосредственное влияние на сроки сдачи объекта и на качество строительства, поскольку он решает все возможные вопросы в сфере рациональной организации работ.

Аналогом ПОС можно также назвать проект организации капитального ремонта (ПОКР). Цель его разработки — оптимизация сроков выполнения работ и материальных затрат за счёт рационального распределения всех видов ресурсов, включая рабочую силу, используемую технику и материалы. ПОКР помогают решить все вопросы ещё на стадии подготовки к ремонту. Они в обязательном порядке учитываются при составлении таких документов, как сметы, спецификации и наряды.

 

Формальное значение проекта

 

Законодательство РФ запрещает выполнение каких-либо строительных работ без предварительного оформления и согласования ПОС (ПОКР). Его наличие обязательно для подрядчика, владельца объекта, инвестора и организаций, выполняющих материально-техническое обеспечение.

Любые отклонения от ПОС считаются нарушениями действующих строительных норм. Поэтому для продолжения работ и введения здания в эксплуатацию их необходимо предварительно согласовывать с проектной организацией и официальными инстанциями.

 

Детализация

 

ПОС также имеет значение для разработки проектов производства работ (ППР). Они конкретизируют обобщённые решения и организационные планы для отдельных элементов объекта. Если речь идёт о проектировании промышленного предприятия, то ПОС будет охватывать всё сооружение в целом, а ППР — отдельные рабочие места, цеха, силовые установки, инженерные сети и прочее. Соответственно, для жилого здания конкретизация будет касаться монтажа несущего каркаса, перегородок, создания противопожарной системы, организации водоснабжения и прочего.

 

ПОС в общем виде

 

Разработкой документа может заниматься как проектная организация, так и любой субподрядчик, имеющий разрешение на соответствующую деятельность. Он формируется на первой стадии проектирования и в обязательном порядке согласовывается руководителем генподрядчика. На стадии «рабочей документации» создаётся уже ППР, который разрабатывается одновременно с выполнением подготовки к строительству. Состав обоих документов регламентирован СНиП 12-01-2004.

Главная часть ПОС и ППР — стройгенплан. Он призван решать следующие вопросы:

  • размещение складов материалов и площадок для хранения оборудования;
  • создания временных дорог и подъездных путей;
  • размещения подъёмных кранов и прочей крупногабаритной техники.

К нему обязательно прилагается календарный план. Его назначение — создание оптимизированных графиков потребления всевозможных ресурсов.

Стоит отметить, что ПОС и ППР должны учитывать влияние природных факторов на процесс строительства и минимизировать их воздействие на сроки или материальные затраты. В особенности это актуально для возведения объектов природообустройства и природопользования.

 

Специфические элементы ПОС, связанные с учётом воздействия природных факторов

Противооползневая и противообвальная защита

Разработка прогнозов оползневых процессов и обвалов в период выполнения работ. Определение наиболее опасных периодов — в том числе дождливого сезона, учёт необходимости прекращения работ в указанное время. Разработка мероприятий по стабилизации склонов, отведению избыточного количества воды и строительству специальных сооружений. Определение наиболее подходящих мест для складирования грунта и стройматериалов, а также для установки стационарного оборудования и размещения строительной техники.

Противоселевые сооружения

Прогнозирование селевых потоков, организация службы наблюдения, разработка планов эвакуации людей и вывоза ценного материально-технического оснащения на время сильных осадков. При необходимости — оценка возможности безопасного прохождения потока через строительную площадку и определение возможного ущерба. Разработка мероприятий по защите объекта, учёт норм безопасности при работе в зоне, подверженной риску схода селей. Проектирование защитных сооружений и средств стабилизации склонов.

Гидротехнические сооружения, объекты водного хозяйства

Учёт возможности прохождения судов и пропуска рыбы. Оценка рисков, связанных с образованием и сходом льда. При необходимости — разработка мероприятий по преграждению русла и отводу потока в специально организованный канал на время строительства. Определение оптимальных сроков ввода в эксплуатацию различных объектов, включая дамбы, водохранилища, каналы, ГЭС и прочие. Оценка рисков, связанных с затоплением местности, разработка планов эвакуации людей и вывоза материальных ценностей. Решение вопросов, связанных с доставкой материалов и оборудования.

 

Разработка ПОС также может осложняться при использовании инновационных технологий производства, уникальных строительных конструкций и новейшего оборудования. В этом случае принимаются следующие меры:

  • создание плана научных и инженерных изысканий;
  • выполнение экспериментальной работы;
  • подготовка документов с рекомендациями относительно использования новых техник и методик;
  • разработка специфических способов контроля строительства;
  • создание системы оперативной связи и диспетчеризации строительной площадки.

Специалисты рекомендуют создавать в подобных случаях укрупнённый график внедрения инноваций, который поможет своевременно определять эффективность их применения и принимать корректировки.

 

Пояснительная записка

 

ПОС включает в себя не только графические материалы, но и текстовую часть. Она описывает условия, в которых выполняется строительство, даёт оценку осложняющих факторов, а также описывает технико-экономические показатели процесса. Кроме того, в пояснительную записку включается обоснование всех элементов графической части — размера складов и площадок, расположения временных транспортных путей, мощности инженерных сетей, количества вспомогательных строений и крупногабаритных машин и т. д.

 

Дополнительные документы

 

Любое строительство оказывает влияние на близлежащие транспортные пути, поэтому проект также должен учитывать интересы водителей и пешеходов. Кроме того, в него включаются планы движения тяжёлой спецтехники и машин, выполняющих доставку строительных материалов. Все эти вопросы рассматриваются в проекте организации дорожного движения (ПОДД). Согласно законодательству, он принадлежит к числу обязательных документов, без которых невозможно начало строительства.

 

Если речь идёт о масштабном строительстве (в особенности затрагивающем использование водных ресурсов), к ПОС прилагается ситуационный план, на который наносятся все связанные со стройкой объекты. В некоторых случаях он может охватывать сотни километров — если речь идёт о существенном влиянии на населённые пункты, важные природные объекты или магистральные инженерные коммуникации.

 

Неотъемлемая часть ПОС и ПОКР — календарный план. Он указывает рациональную очерёдность и длительность выполнения определённых видов работ. План учитывает затраты ресурсов — как правило, для обобщённого ПОС они приводятся в денежном выражении, а для конкретизированного ППР — в натуральном. На его основе создаются графики постановки, которые определяют даты ввода определённых материальных ресурсов, специализированных кадров, тяжёлых машин и оборудования. В отдельных случаях может приводиться разбивка по дням — сколько человек должны работать на объекте в определённый период, какие материалы и инструменты следует выделять для них. Стоит также учитывать, что содержание проектов может меняться в зависимости от назначения объекта и другой специфики строительства.

 

Компания «Спецраздел» готова разработать проект организации строительства в кратчайшие сроки. Мы принимаем заказы вне зависимости от степени их сложности, типа объектов и масштабов строительства.

Наши работы

Смотреть все работы

Заявка на расчет
стоимости проекта

* Обязательные поля

После обработки Вашей заявки, наш сотрудник свяжется с вами в кратчайшие строки.

Все услуги